05 лютого 2013

Прогрессивный потребитель 2013 года. Какой он?

Прогрессивный потребитель 2013 года. Какой он?

2035

Из года в год меняются тренды и предпочтения потребителей. С каждым днем все больше людей становятся зависимыми от информационного пространства, в котором находятся, ищут необходимого визуально сопровождения всего, о чем слышат и т.д. ТОР-10 трендов которым следует прогрессивный потребитель в 2013 году очертил Михаил ЧЕРНЯК, лидер Trendwatching Ukraine (ADV group).

 

Ускорение темпа жизни

Мультизадачность, увеличение информационного потока заставляют сверхактивного человека находить новые форматы восприятия информации. В последнее время все популярнее становится тренд, связанный с фобией выпасть из контекста. Люди постоянно проверяют мобильный телефон, социальные сети, боясь пропустить новинку.

У них появляется страх купить что-нибудь не самое новое и качественное. Соответственно, это порождает новые форматы взаимодействия с потребителем. Бренды будут делать ударение на временных проектах, которые нельзя пропустить. Яркий пример - pop-up магазины. Их концепция - успеть купить товар до определенного времени. Эти точки будут действовать примерно две недели - таким образом, у человека гораздо больше мотивации их посетить.

 

Поколение визуалов

Компьютерная эпоха превратила нас в поколение визуалов, которое черпает информацию фрагментарно. Люди стали меньше читать. Мы видим переход от Livejournal к Twitter, и от Twitter к Instagram. Визуальной информацией можно передать весь спектр человеческих эмоций, она более честна и понятна, поскольку стирает языковые барьеры. Кстати, в Украине действуют три компании, которые предлагают заказать сувениры с фотографиями из Instagram. Ведь благодаря интегрированным фильтрам эта программа делает обычные снимки некрасивой, в общем-то, жизни простого жителя постсоветской страны во что-то дымно-загадочное, концептуальное, драматичное.

Как работают с поколением визуалов торговые марки? В первую очередь это яркие и красочные витрины. И если на Западе это стало обыденной практикой, то в Украине они не очень распространены. А зря, потому что за последнее время отношение украинцев в этом плане очень изменилось - как пример, наши люди стали куда более лояльно относиться к стрит-арту и желают видеть улицы города более красочными.

Также возрастает интерес к инфографике - умению визуально подать информацию. Таким образом значительно легче привлечь внимание людей.

 

Новые форматы услуг

Еще один тренд - появляется значительно больше различных сервисов доставки. Если еще год назад мы могли заказывать только суши и пиццу, то сейчас это и свежие фрукты, и молоко с фермы, и блюда разных кухонь мира. Появляются экспресс-магазины и торговые точки «возле дома». Возникают и глобальные проекты, такие как первый в Украине онлайн-супермаркет. Также в скором времени должна открыться служба доставки необходимых продуктов для рецепта, который вы сами выбираете на сайте.

Меняется формат «24 часа в сутки»: появляются заведения-трансформеры, которые в каждое время суток меняют свой формат: утром - ресторан, ночью - ночной клуб.

Становятся популярнее передвижные торговые точки, чья задача, по сути, самостоятельно находить покупателей в местах большого скопления людей. Очень интересный проект действует в Харькове: передвижной книжный магазин-автобус ездит по тем харьковским окрестностям, где у людей нет доступа к хорошей литературе.

 

Социальная ответственность

В Украине постепенно формируется поколение «Я могу» - группа потребителей, которые достигли успеха в рамках корпораций или частных проектов. Их менталитет отличается от большинства украинцев. Это люди знают и проверили на практике, что они способны менять мир к лучшему - влиять и вносить положительные изменения в жизнь украинского общества.

 Для современного активного украинца стоит меньше преград перед реализацией различного рода идей и проектов. Благодаря краудсорсингу и краудфандингу можно быстро найти единомышленников, которые могут помочь с финансами и идеями. Например, вы хотите написать книгу, рассказываете о ней на сайте, и люди, которым она понравилась, могут помочь вам ее профинансировать. В Украине уже имеются такого рода проекты - онлайн-платформы «В деле» и «Спільнокошт».

Благодаря социальным сетям голоса людей, которые желают преобразований в обществе, звучат намного громче. Развиваются формы общественного контроля: люди создают онлайн-сообщества, которые объединяют единомышленников, и вместе они способны решить какую-то конкретную проблему. Они протестуют против нелегальных застроек, собирают информацию о правонарушениях работников милиции. Это гораздо результативнее, чем выражать свое виртуальное недовольство в соцсетях.

 

Финансовая грамотность

Прогрессивные украинцы постепенно приходят к осознанию важности финансовой грамотности. Если в странах Западной Европы финансовой грамотности учат с детства, то в Украине только после кризиса 2008 года начинают обращать пристальное внимание на эту дисциплину.

В преддверии очередной волны кризиса в украинских СМИ часто выходят образовательные материалы на тему управления финансами, планирования семейного бюджета. Активно развивается направление образования, посвященное обучению потребителей основным правилам финансовой грамотности. К примеру, недавно ПриватБанк и Visa запустили образовательную игру «Финансовый футбол», которая является частью глобальной программы Visa по повышению финансовой грамотности населения. В принципе, этому должны были обучать еще в школе, но так как государство этим не занимается, за дело взялись частные структуры.

 

Креативность и интеллектуальные сообщества

Креативное начало - отличительная характеристика нового поколения, и мы наблюдаем эволюцию от «человека работающего» к «человеку креативному». Это поколение украинцев становится катализатором появления и развития креативных кластеров - центров консолидации творческой молодежи и зарождения идей. Креативные кластеры формируют новые городские пространства.

Одно из направлений оживления (ревитализации) индустриальных зданий и прилежащих промышленных территорий - трансформация их в креативные кластеры: центры современного искусства, концертные площадки, мастерские, лектории. Знаковым событием стало создание Creative Village в помещении бывшего завода «Изоляция» в Донецке. Подобный проект в Киеве - это «Арт-причал».

Прогрессивный украинец ищет новые пути личностного и профессионального развития. Наша система образования далека от идеала, а у людей все меньше времени, чтобы погружаться в книги и учиться самому. Группы и сообщества интеллектуалов - гораздо более эффективная методика получать знания. Поэтому становятся популярными такие интернет-порталы, как «Платформа», а также такие образовательные программы, как «Культурный проект» или TEDxKiyv.

 

Виртуальный имидж

Сейчас мы не говорим, что наша жизнь делится на виртуальную и невиртуальную. Уже давно эти два аспекта слились воедино. Если раньше в LiveJournal мы прятались за аватаркой и ником, то сейчас Facebook-аккаунт полон информацией о нашей жизни. Современный активный украинец уделяет повышенное внимание своему виртуальному образу, который является неотъемлемой частью реального.

Более того, сегодня интернет, благодаря соцсетям и блогам, позволяет каждому стать лидером мнений за короткий промежуток времени. Трендсеттеры активно берут это на вооружение и занимаются онлайн-журналистикой.

 

Новый досуг

Стандартные концепции мест проведения досуга уже не удовлетворяют трендсеттеров. Появляются и быстро становятся популярными проекты, которые являются альтернативой масс-маркет барам, кинотеатрам, кафе, ресторанам и клубам.

В Киеве открываются студии интерактивных развлечений вроде Rockfellow, где можно арендовать зал для просмотра кино или спортивных событий, романтического свидания или вечеринки. «Квартира №20» - яркий пример закрытого клуба нового формата. Это квартира, оборудованная множеством интерактивных развлечений, и приобрести абонемент можно лишь после того, как вступишь в закрытое сообщество на Facebook.

 

Комьюнитизация

Интернет позволяет активным украинцам быстро и удобно находить единомышленников, людей с идентичными хобби и интересами. Образуются комьюнити, которые живут и развиваются как онлайн, так и офлайн. Найти «свои» комьюнити и быть их частью очень важно для современного потребителя.

Нишевые группы, сайты, развлекательные порталы - это онлайн-проявления комьюнитизации. В жизни вне интернета комьюнитизация воплощается в живые встречи, собрания людей по интересам. К примеру, такое сообщество, как Street Workout Ukraine, пропагандирует здоровье и красоту без вредных привычек. Участники организовывают встречи, соревнования, показательные выступления, мастер-классы.

 

Здоровый образ жизни, органика и эколайф

Украинцы хотят натуральных продуктов питания - овощей, фруктов, мяса, молока и так далее, произведенных без применения генной инженерии, удобрений, пестицидов и консервантов. И мы можем наблюдать за ростом локальных брендов, которые позиционируют себя как производители органической продукции.

За последний год было запущено несколько знаковых проектов, посвященных органическому, здоровому питанию - заведения и фестивали сыроедения, вегетарианские кафе и рестораны. Особый интерес вызвал фестиваль здоровой еды Best Food Fest.

Налицо - стремление не наносить вред окружающей среде, жить в гармонии с природой, выбирать товары и продукты, которые соответствуют экостандартам. Но в то же время погоня за экологией практически не связана для украинцев с беспокойством о глобальных проблемах экологии, это, скорее, желание обрести высокий социальный статус и позаботиться о самом себе.

По материалам: Forbes.ua

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*